Домашнее задание » 10 класс » Литература

Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание"

Задание к 1-2 урокам

1. Подготовить биографию Ф.М. Достоевского (с презентацией)

2. Прочитать роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

3. История создания романа.

4.Какова тема романа?

5.Какой главный философский вопрос пытался разрешить Достоевский в романе?

6. В чем суть теории Раскольникова?

7. Что значит "теория разумного эгоизма", которую исповедует Лужин?

8. Вопросы и задания по теме: "Петербург Достоевского".

Перечитайте главы, в которых разворачивается трагедия "маленького человека" на улицах Петербурга:

Пейзажи - 1 часть:1 глава; 2 часть: 1, 2 главы; 6 часть: 3 глава 

Сцены уличной жизни: 1 часть: 1 глава; 4 глава; 2 часть: 2 глава,  6 глава, 7 глава;  5 часть: 5 глава; 

Интерьеры: 1 часть: 1 глава,  2 глава, 3 глава; 4 часть: 4 глава;

1)Каким предстает Петербург в романе? Каков лейтмотив этих описаний?

 ЛЕЙТМОТИВ (от нем. - ведущий, руководящий мотив) — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишневом саде» А.П. Чехова становится отдаленный звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении А.С.Пушкина «Погасло дневное светило...»).

2) С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

3) Для чего автор упоминает солнце в тот момент, когда герой входит в комнату старухи? ( 1 часть 1 глава)

4) Найдите описание каморки Раскольникова. Как сказалось на самочувствии героя место его обитания?( 1 часть 3 глава)

5) Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони? 

(4 часть 4 глава)

Задание к 3-4 урокам

6) Перечитайте исповедь Мармеладова, найдите самые яркие отрывки.  Как меняется отношение к этому герою в процессе его исповеди перед Раскольниковым? (1 часть  2 глава)

7) Расскажите о судьбе Сони по исповеди Мармеладова. Знакомство с Соней, ее портрет (2 часть  7 глава)

8) Какие ощущения остались у вас после чтения сцены "Поминки"? (5 часть  2,3 главы)

9)Что потрясло вас при чтении эпизода "Смерть Катерины Ивановны"? (5 часть 5 глава)

Тема: "Раскольников в мире бедных людей".

1. В каком состоянии вышел Раскольников после своей "пробы" от старухи? (1 часть 1 глава)

2.Что больше всего поразило Раскольникова в истории Мармеладова? 

3.Проанализируйте эпизод посещения героем семьи Мармеладовых. (1 часть 2 глава)

4. Какова роль письма матери в судьбе героя? 

5. Как вы понимаете восклицание Раскольникова: "...вечная Сонечка, пока мир стоит!"? 

6. Какова роль сна Раскольникова о замученной лошади?(1 часть 5 глава)

7. Подумайте о роли "случайностей" в жизни Раскольникова, таких, как подслушанный разговор в трактире за бильярдом двух неизвестных лиц о старухе-процентщице, его будущей жертве, разговор мещанина с Лизаветой на Сенной. Какова роль этих событий в решении Раскольникова совершить преступление?

8. Что, кроме случайностей и стремления героя проверить свою теорию, подвигнуло его на убийство?

Тема: "Теория Раскольникова. Преступление и наказание героя".

1.Проанализируйте поведение Раскольникова во время преступления (1 часть 7 глава). Докажите, что натура героя противится совершаемому.

2. Почему Достоевский так настаивает на том, что происшедшее с Раскольниковым похоже на сон?

3. Какие чувства испытывает Раскольников в полицейской конторе? (2 часть 1 глава)

4. Как происходит знакомство героя со следователем Порфирием Петровичем? (3 часть 5 глава)

Вопросы и задания к урокам 5-6

 

5. Начинается разговор, в котором участвуют Разумихин, Порфирий и Раскольников. Как объясняют эти герои, что есть преступление? Чью точку зрения излагает Разумихин?

6. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова. Перечитайте этот фрагмент (3 часть 5- 6 главы). Какова реакция Разумихина на теорию Раскольникова? 

7. Как Раскольников отвечает на вопрос Порфирия о наказании за преступление?

8. Разочаровался ли герой в своей теории после совершения преступления?  (3 часть 6 глава)

9.В чем проявляется наказание Раскольникова? 

10. В чем заключается роль второго сна Раскольникова? (3 часть 6 глава)

11. Проанализируйте последний разговор Раскольникова с Порфирием (6 часть 2 глава)

12. Вспомните, какие характеристики дают Раскольникову герои романа ( Разумихин, Пульхерия Александровна)?

13. Как вы считаете, каковы взгляды автора на теорию Раскольникова?

 

Задания по теме: "Раскольников и Соня Мармеладова"

Задание для 1-го ряда: анализ эпизода (письменно) "Первый визит Раскольникова к Соне" (4 часть 4 глава)

Вопросы помогут проанализировать эпизод.

1. Почему Раскольников, не желая видеть своих родных, идет к Соне?

2. Какой предстала перед Раскольниковым Соня?

3. В чем сходство и различие между ними?

4. В чем смысл сцены чтения Евангелия героями?

 

Задание для 2-го ряда: анализ эпизода (письменно) "Второй визит Раскольникова к Соне"

(5 часть 4 глава)

Вопросы помогут проанализировать эпизод.

1. Какие события предшествуют этому визиту?

2. Что спасло Соню?

3. С какой целью Раскольников идет к Соне?

4. В каком состоянии находятся герои?

5.Как Достоевский показывает мучения Раскольникова перед его признанием Соне?

6. Как показано состояние Сони?

7. Как герой объясняет причины своего преступления?

8. Разуверился ли Раскольников в своей теории?

 

Задание для 3-го ряда: анализ эпизода (письменно) "Третий визит Раскольникова к Соне" (6 часть 8 глава )

Вопросы помогут проанализировать эпизод.

1. Какие события предшествуют этому визиту?

2. Чего так боялась Соня и почему этого не произошло?

3. Для чего Раскольников пришел к Соне?

4. Что было решено между ними?

5. Объясните поведение героя на Сенной площади.

6. Что понял герой, увидев среди толпы Соню?

7. Какое событие поразило Раскольникова в полицейской конторе?

 

Задание к урокам 7-8

Тема : "Двойники Раскольникова - Лужин и Свидригайлов".

1. За что Раскольников изгнал Лужина? (ч.2,гл.5)

2. Перечитайте сцену встречи Раскольникова с Лужиным у сестры и матери сразу после их приезда в Петербург. Что важного для понимания дальнейших событий несет в себе эта сцена? (соотнесите с темой урока)

3. Для чего Лужин пытается опорочить Раскольникова в глазах семьи?

4. Что больше всего ценил Лужин, о чем мечтал? (4 часть 3 гл.)

5. Анализ сцены (ч.4, гл. 1) - визит Свидригайлова к Раскольникову:

1) Для чего Свидригайлов идет к Раскольникову?

2) Что мы узнаем о Свидригайлове?

3) Что у них с Раскольниковым общего?

6. Анализ сцены (ч.6, гл. 3,4,5) - визит Раскольникова к Свидригайлову. Встреча в трактире.

1) Почему Раскольникова тянет к Свидригайлову? Что предшествовало этой встрече героев?

2) Чем притягивает Раскольников Свидригайлова?

3) Что нового узнаем мы о Свидригайлове из его слов?

4) Понимает ли Раскольников Свидригайлова?

5) Как ведет себя Свидригайлов во время свидания с Дуней? (ч 6, гл.5)

7.Проанализируйте сцену самоубийства Свидригайлова.

8. Почему автор подводит Свидригайлова к самоубийству?

9.В течение какого времени происходят события в романе? Составьте план основных событий по дням. Например, в первый день герой делает "пробу" и знакомится с Мармеладовым.

10. Какие особенности эпохи нашло отражение в романе?

11.Последние страницы романа. Эпилог.

12. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
13. Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
14.) Проанализируйте сон, который приснился герою на каторге.
15.Каким мы видим Раскольникова в финале романа: раскаявшимся, вступившим на путь раскаяния или протестующим?

Задание к урокам 9-10

  1. Прочитайте статью, перескажите ее основные положения.

Чернышевский и Достоевский. Разумеется, в решении вопроса "что делать?" Достоевский занимал позицию, во многом противоположную Чернышевскому и всей революционной демократии. Для Достоевского революционеры были неприемлемы как атеисты-теоретики, опирающиеся в своих взглядах более на логику, чем на живую русскую жизнь. Известные основания для этой критики у него были. Во-первых, надежды Чернышевского и Добролюбова на крестьянскую революцию себя не оправдали. Русское революционное движение к концу 60-х, а затем в конце 70-х годов неуклонно сползало на путь террористической борьбы, вынужденно принимало индивидуалистические формы. Во-вторых, во взглядах революционеров-демократов, по Достоевскому, была "общая точка" с идеей Раскольникова: они тоже пытались "с одной логикою натуру перескочить", они слишком переоценивали роль разумного начала в человеческой судьбе и в исторических судьбах всего человечества. В мировоззрении автора "Что делать?" Достоевского настораживал ярко выраженный просветительский рационализм, вера во всесильную роль разума, в возможность подчинить его контролю самые тонкие и психологически сложные, (*59) часто непредсказуемые ситуации как личного, так и общественного плана.
В записных тетрадях 1872-1875 годов Достоевский отмечал: "Социализм - это то же христианство, но он полагает, что может достигнуть разумом". А между тем, по Достоевскому, рассудок "есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет вполне только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями". Рассудок составляет лишь одну двадцатую часть человеческого существа, и зло в человеке лежит глубже, чем предполагают "лекаря-социалисты". Нельзя построить братство на разумном расчете человеческих выгод. Для братства требуются не разумные доводы, а чисто эмоциональные побуждения: "надо, чтобы оно само собой сделалось, чтоб оно было в натуре, бессознательно, в природе самого племени заключалось".
В русском народе, по Достоевскому, сохранилось это начало братского единения в форме христианского идеала. И потому народ наш инстинктивно тянется к братству, к общине, к согласию, "несмотря на вековые страдания нации, несмотря на варварскую грубость и невежество, укоренившиеся в нации, несмотря на вековое рабство, на нашествие иноплеменников". Только на этот, глубоко в сердце народа живущий идеал и должен опираться русский человек, мечтающий о братстве. Поэтому Достоевский упрекает Чернышевского в отвлеченности, в книжности его социалистической утопии: "Вы зовете с собой на воздух, навязываете то, что истинно в отвлечении, и отнимаете всех от земли, от родной почвы. Куда уж сложных - у нас самых простых-то явлений нашей русской почвы не понимает молодежь, вполне разучились быть русскими. ...Вы спросите, что ж Россия-то на место этого даст? Почву, на которой укрепиться вам можно будет - вот что даст. Ведь вы говорите непонятным нам, массе, языком и взглядами. ...Вы только одному общечеловеческому и отвлеченному учите, а еще матерьялисты".
Достоевского пугала в революционерах эта односторонняя приверженность к теории. В образе Раскольникова он создавал обобщенный тип теоретика-рационалиста, пришедшего к своей бесчеловечной идее отвлеченным, умозрительным путем. Подмечая слабости революционного просветительства, писатель склонен был отождествлять всякий революционный протест с индивидуалистическим бунтарством. Критикуя рационализм революционеров-демократов, он (*60) склонен был ставить знак равенства между индивидуалистическими и революционными, социалистическими теориями единственно потому, что и в тех и в других был ярко выражен элемент рационализма.
С этими убеждениями Достоевского прямо связана полемика с "теорией разумного эгоизма" Чернышевского, развернутая в романе. Писателю кажется, что проповедь разумного "расчета выгод" на руку лужиным и свидригаиловым, что она оправдывает буржуазное своеволие, оправдывает "произвол индивидуальной рассудочной способности каждого, независимо от уровня его интеллектуальной, эмоциональной и нравственной культуры". Лужины и лебезятниковы довольно легко опошляют и приспосабливают к своим торгашеским интересам эту этическую теорию, что, по Достоевскому, является первым признаком ее несовершенства, ее нежизнеспособности в том, социалистическом понимании, которое имел в виду Чернышевский.
Перед глазами Достоевского, когда он писал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и буржуазных революций Запада. Эти революции, подготовленные веком Просвещения, культом разума, показали трагическое несоответствие между разумными расчетами просветителей и живой практикой революционной борьбы. Вместо ожидаемого царства свободы, равенства и братства они привели человечество к царству корысти и буржуазного чистогана. Причину такого трагического исхода Достоевский видел в том, что "натуры, верующей в братство" в природе западноевропейского человека не оказалось. В русском народе такая "натура" была. Это подтверждает и вся история преступления и наказания Родиона Раскольникова: победу в этом человеке в конце концов одержала натура, готовая на братство, которая в нем изначально жила и постоянно сопротивлялась насилию гордого разума.

2. Прочитайте повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

3. Какие общие темы объединяют её с романом «Преступление и наказание»?

 

 

 

 

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 08.12.2018
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz