2. Об особенностях лирики поэта прочитайте в учебнике.
3. Чтение и анализ стихотворений (тексты стихотворений иметь на уроке) по теме"Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева":
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!» (письменно)
- Какие два мира изображает поэт в стихотворении?
- Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
- Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
- Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
- Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?
- Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
- Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
- К кому обращены первые строки стихотворения?
- Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
- В чем родство природы и человека?
- Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
- Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
Вопросы и задания ко 2 -3 урокам
"День и ночь" (1839) - анализ (письменный) выполняет 1 группа (по списку 1-7)
- Какова композиция стихотворения? Почему в стихотворении день и ночь противопоставлены?
- Что, по мнению лирического "я", является истинной картиной мира, а что ложной?
- Почему по воле богов день "златотканным" солнечным покровом должен скрывать бездну?
- Как с природными явлениями связаны движения души лирического "я"? Почему день несет душе исцеленье, а ночь -- страхи? Почему именно ночь страшит человека?
- Можно ли утверждать, что двойственность мироустройства сродни "диалектике души" человека?
Вопросы и задания к стихотворению "Природа - Сфинкс..." (1869) - анализ (письменный) выполняет 2 группа (по списку 8-14)
- Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?
- Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа "своим искусом губит человека"?
- Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?
- Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?
"Умом Россию не понять"- анализ (письменный )выполняет 3 группа ( по списку 15-21)
План анализа стихотворения
1.История создания произведения.
2.Характеристика произведения лирического жанра(тип лирики, художественный метод, жанр)
3. Анализ содержания произведения(анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность)
4.Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, строфика).
6. Значимость стихотворения для всего творчества поэта.
Анализ стихотворения"О, как убийственно мы любим..." -анализ выполняет ( письменно) 4 группа ( по списку 22-30)
1. Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречен губить то, что всего милее его сердцу?
2.В чем лирическое "я" стихотворения видит свою вину перед возлюбленной?
3.Какой смысл в том, что в стихотворение поэт вводит "Двойника" лирического "я", который судит его, открывает ему всю тяжесть вины?
4. Почему любовь поэта принесла женщине лишь страдания?
5. Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в нее вмешивается мораль толпы?
6. Как это стихотворение связано с биографией Ф.И.Тютчева?
Два стихотворения выучить наизусть (одно -"Умом Россию не понять"; второе -на выбор учащегося, но из списка).
Будете рассказывать на втором уроке.
Выполните анализ стихотворений (задание для всех)
«Нам не дано предугадать…»,
«К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»),
Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 08.12.2020