Домашнее задание » 10 класс » Литература

А.С.Пушкин. Поэма "Медный всадник".

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник" написана в период второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней. Она начата поэтом 6 октября и завершена "31 октября 1833 г. 5 ч. 5 минут утра". Жанровое определение "стихотворная повесть" восходит к стихотворным "восточным повестям" Байрона и связано с характерным для поэта стремлением к бытописательной прозе, которая активно создавалась Пушкиным в 30-е годы. В "Медном всаднике" отразились глубокие и масштабные взгляды Пушкина на поступательный и неумолимый ход истории. Тему человека и истории поэт решает в философском ключе.

Вопросы и задания 1 группе.

Познакомьтесь с различными оценками петербургской повести.

Валерий Брюсов в критической статье пишет: "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более великим, а другого - Евгения - сколько возможно более малым, ничтожным.. Великий Петр, по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; бедный Евгений - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности"

Даниил Гранин в эссе "Два лика" утверждает, что в поэме:"Два Петра: Петр живой и Петр -- Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных  дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы...

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй".

1. Кто из критиков, по-вашему мнению, прав?

Вопросы и задания к вступлению к поэме "Медный всадник"

  1. Каков пафос вступления в поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
  2. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
  3. Какова авторская позиция в гимне городу Петра ?

Какой смысл выявляется в многократном повторении слова "люблю"?

Что и почему любит поэт?

  1. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?

6. Как в поэме выражена тема "маленького человека" и его социальный протест в поэме "Медный всадник".

Вывод. Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия?

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения   ( 2 группа)

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме "Медный всадник", причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

1. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части?

Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает?

2. Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?

3.Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

4.Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?

5. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?

6. Что стало причиной бунта Евгения - психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

7. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю "Ужо тебе!..." он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, то не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Вопросы и задания 3 группе

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". "Два лика" Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1. Почему из царя-преобразователя, полного "великих дум", Петр превращается в "кумира на бронзовом коне", "горделивого истукана", которому нет дела до малых мира сего?

2. Как же проявились "два лика" Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя?

3. Каким мы видим Петра во вступлении?

4. В чем суть конфликта Петра и Евгения?

5. Как в поэме выражается присутствие автора?

6. На чьей стороне автор?

7. "Эта поэма - апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России..."(Белинский)

Прав ли Белинский, видевший в поэме только "апофеозу Петра Великого"?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 04.09.2018
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz