Домашнее задание » 10 класс » Литература

А.С.Пушкин. Лирика. Поэма "Медный всадник".

А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики.

1 урок. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

 Выполните анализ стихотворений:  «Пророк», "Поэт", "Памятник".

2 урок. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

 Выполните анализ стихотворений: «Вольность», "Деревня", "Свободы сеятель пустынный..."

План анализа стихотворения смотрите на сайте в разделе "В мире литературы".

Тексты стихотворений иметь на уроке. Одно стихотворение наизусть!

Перспективное задание:    прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник»,    повести  Н.В.Гоголя «Портрет», "Невский проспект",    пьесу А.Н.Островского "Гроза",   роман И.А.Гончарова "Обломов", роман И.С.Тургенева "Отцы и дети",       Н.С.Лесков "Очарованный странник",          М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города", А.Н.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо",        Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание",        Л.Н.Толстой "Война и мир".

3 урок 

 

Философские мотивы в лирике.

Анализ стихотворений: «Элегия», «Брожу ли я…», «Вновь я посетил».

При анализе стихотворения, вы можете воспользоваться вопросами и заданиями.

1 группа

Вопросы и задания к стихотворению "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829)

1.      О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?

2.      Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и "в многолюдном храме"?

3.      На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

4.      Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.

5.      Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

6.      Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным "ближе к милому пределу"? В чем философский смысл преемственности поколений?

7.      Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.

2 группа

Вопросы и задания к стихотворению "Элегия" (1830)

1.      Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2.      Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?

3.      Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

4.      Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"?

5.      Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

6.      Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в "бытийном" аспекте?

Летом 1835 года он смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение "...Вновь я посетил...", в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе.

3 группа

Вопросы и задания к стихотворению "...Вновь я посетил..." (1835)

1.      В чем, по Пушкину, заключается "общий закон" жизни?

2.      Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического "я"?

3.      Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

4.      Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?

5.      Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?

6.      Как поэт решает проблему преемственности поколений?

7.      Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

8.      Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?

9.      Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тесту философское звучание.

4 урок

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник" написана в период второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней. Она начата поэтом 6 октября и завершена "31 октября 1833 г. 5 ч. 5 минут утра". Жанровое определение "стихотворная повесть" восходит к стихотворным "восточным повестям" Байрона и связано с характерным для поэта стремлением к бытописательной прозе, которая активно создавалась Пушкиным в 30-е годы. В "Медном всаднике" отразились глубокие и масштабные взгляды Пушкина на поступательный и неумолимый ход истории. Тему человека и истории поэт решает в философском ключе.

Вопросы и задания 1 группе.

Познакомьтесь с  различными оценками петербургской повести.

Валерий  Брюсов  в критической статье  пишет: "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более  великим, а другого - Евгения - сколько возможно более малым, ничтожным.. Великий Петр, по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении;  бедный Евгений - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности"

Даниил  Гранин  в эссе "Два лика" утверждает, что в поэме:"Два Петра: Петр живой и Петр -- Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасный дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы...

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй".

1. Кто из критиков, по-вашему мнению, прав?

Вопросы и задания к вступлению к поэме "Медный всадник"

2.      Каков пафос вступления в поэме? Подтвердите свои мысли текстом.

3.      В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?

4.      Какова авторская позиция в гимне городу Петра ?

Какой смысл выявляется в многократном повторении слова "люблю"?

Что и почему любит поэт?

5.   Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?

6. Как в поэме выражена тема "маленького человека" и его социальный протест в поэме "Медный всадник".

Вывод. Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости  погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия?

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения( 2 группа)

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме "Медный всадник", причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

1. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части?

Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает?

2. Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?

 3.Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

4.Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?

5. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?

6. Что стало причиной бунта Евгения - психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

7. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю "Ужо тебе!..." он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, то не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Вопросы и задания  3 группе

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". "Два лика" Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1. Почему из царя-преобразователя, полного "великих дум", Петр превращается в "кумира на бронзовом коне", "горделивого истукана", которому нет дела до малых мира сего?

 2. Как же проявились "два лика" Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя?

3. Каким мы видим Петра во вступлении? 

4. В чем суть конфликта Петра и Евгения? 

5. Как в поэме выражается присутствие автора?

6. На чьей стороне автор? 

 7. "Эта поэма - апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России..."(Белинский)

Прав ли Белинский, видевший в поэме только "апофеозу Петра Великого"?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 02.09.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz