Домашнее задание » 10 класс » Литература

А.П.Чехов. Рассказы.Пьеса "Вишневый сад".

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (биография с презентацией) 

Задание  к 1-2 урокам

1. Биография А.П.Чехова.

2. Прочитать рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Пересолил».

3. Что высмеивает писатель в каждом рассказе?

4. Прочитать рассказ "Ионыч" и ответить на вопросы.

  Тема духовной деградации человека в рассказе «Ионыч».

1. Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно?

2. Кто виноват, что не состоялась любовь?

3. Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несос­тоявшегося свидания на кладбище?

4. Почему Дмитрий Старцев стал Ионычем?

5. Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, что благопри­ятствовало его перерождению?

6. Какими приемами создается подтекст, настроение в расска­зе, объемность и многоплановость изображения?

7. Почему Чехов обратился к проблеме духовной деградации человека?

Задание к 3-4 урокам

Трилогия А.П.Чехова  «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

          В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа на­бираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадле­жат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь  в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия».           Осуществить свой замысел писателю не удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов пред­ставляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состо­ящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории: первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

          Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи до­бровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

Работа в группах по идейно-художественному содержанию рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

План

1.Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

2.Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и поче­му, каково общее впечатление от рассказа.

3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом геро­ев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

- Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художе­ственное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые фина­лы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) по­могают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и че­ловеку?

Вопросы и задания для 1-ой группы (1-ый ряд).

 «Человек в футляре»

1.Какова тема рассказа «Человек в футляре»?

2. Как в рассказе описаны город, гимназия, учителя?

3. Какое место среди всех персонажей занимает Беликов?

4. Какие особенности характера Беликова отмечает автор? По какому принципу  живёт герой?

5. Почему все боятся Беликова? Как к этому страху относится рассказчик?

6. Изменилось ли что-то в жизни и характере Беликова после того, как он ре­шил жениться?

7. От чего, по вашему мнению, умер Беликов? Почему он улыбался в гробу?

8. В чём смысл названия рассказа?

Вопросы и задания для 2-ой группы (2-ой ряд).

 «Крыжовник»

1.Какова тема рассказа «Крыжовник»? Как она перекликается с темой рас­сказа «Человек в футляре»?

2. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

3. Какой мечтой живёт Чимша-Гималайский?

4. Какими средствами он идёт к достижению своей цели?

5. Можно ли понять и оправдать героя?

6. В чём смысл лирического отступления о человеке с колокольчиком?

7. Какова роль описаний природы в рассказе?

8. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

Вопросы и задания для 3-ей группы (3-й ряд).

«О любви»

1. В чём смысл названия рассказа «О любви»?

2. Охарактеризуйте главного героя. Симпатичен ли он вам? Почему?

3. Почему героиня рассказа, у которой сложилась благополучная семейная жизнь, мечтала о чём-то ином?

4. Была ли на самом деле любовь между героями или она им только покая­лась? Почему вы так думаете?

5. Какое настроение возникает после прочтения рассказа?

Прочитайте комедию А.П.Чехова «Вишневый сад», ответьте на вопросы.

1.       К каким социальным группам относятся герои?

2.       Какое историческое пространство охватывает пьеса?

3.  Какова обстановка, в которой происходит I действие коме­дии?

4.   Какую тему задает первая реплика Лопахина: «Пришел поезд,  слава Богу. Который час?»       

5.Прочитайте начало 1-го действия, в котором Лопахин вспоминает, как  молоденькая, тоненькая Раневская утешала его   после побоев отца; перечитайте беспорядочный хор реплик  и восклицаний сразу по приезде героев со станции. Чем необычны  диалоги персонажей? Как выглядят традиционно построенные диалоги?

6. Что стоит за таким построением диалогов?

7. В пьесах русского театра до Чехова завязкой действия всег­да были конфликтные отношения героев, связанные с социальны­ми, имущественными, психологическими проблемами. Конфликт развивался, и наступала высшая точка — кульминация, когда все«взрывалось». А как развивается действие в этой пьесе?

8.  О чем говорят герои, ради чего они собрались здесь, что их волнует?

9. Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Ра­невской и Гаева?

10. Верит ли сам Гаев в реальность путей спасения имения, о которых говорит в конце I действия?

11.  «Как это ни странно», Гаеву 51 год. Почему он остается веч­ным ребенком?

Индивидуальное задание* (для слушателей ЭК по литературе).

1. История создания пьесы "Вишневый сад"  (Беланова Олеся)

2.Сценическая история пьесы "Вишневый сад" (Мельникова Влада)

Задание к урокам 5-6

Вопросы и задания по II действию пьесы

1. Какое настроение создается декорациями II действия? Как место действия предопределяет настроение персонажей?

2. Как тема одиночества, растерянности перед жизнью, заяв­ленная в первой реплике Шарлотты, повторится в репликах других персонажей?

3. О чем ведет Лопахин разговор с Раневской и Гаевым во IIдействии?

  4. Bo II  действии появляется эпизодический персонаж — Прохожий, который своим появлением испугал Варю, заставил ее даже вскрикнуть. Его появление, конечно, не случайно, что-то важное в героях откроется нам с его приходом. Что же?

5. Какие противоречия в  характере Раневской вы увидели? Какой вы ее себе представляете?
6. Прочитайте монолог Раневской «О мои грехи...». О каких грехах идет речь?

7. Образ Гаева не столь сложен, как образ Раневской, и все же он тоже не открывается сразу. Что лежит в основе этого образа?

8. Почему хозяева имения такие безвольные, неспособные позаботиться не только о людях,   связанных с ними по жизни, но и о самих себе? В чем их беда?

Индивидуальное задание* (для слушателей ЭК)

1. Своеобразие жанра пьесы "Вишневый сад".

 

Особенности  разрешения конфликта  в пьесе "Вишневый сад"

Анализ 3 действия                                                 

1.     Что происходит на сцене и за сценой в III действии?

2.    Бал открывает комическая фигура Симеонова-Пищика. Какой мотив постоянно звучит в его монологах? Как связан этот мотив с проблемами хозяев имения?

3.Какой выход для решения своих проблем находит Симеонов-Пищик? Что ему известно о философии Ницше?

4. «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати... Ну ничего...» Кто произносит эти слова? Проследите по ходу III действия, о чем думает Любовь Андреевна. Соответствует ли ее настроение атмосфере бала? Какое решение об отъезде в Париж созревает в ней?

5. Кто прав в споре о правде  и любви: Петя Трофимов или Ра­невская? Почему решительный уход обиженного Пети заканчива­ется его падением с лестницы?

6. Согласны ли вы с тем, что «главный, но скрытый источникдраматизма пьесы заключён не в борьбе за вишневый сад, а в субъ­ективном недовольстве жизнью, в равной мере, хотя и по-разному переживаемом всеми без исключения героями «Вишневого сада»?

 7.  В какой момент напряженное ожидание в III действии до­стигает наивысшей точки и как оно разрешается?

8. Проследите по тексту, как отвечает Ермолай Алексеевич на

нетерпеливые вопросы Раневской: «Ну что? Были торги? Говорите же!»

 9.Прочитайте монолог плачущего Гаева. О чем он говорит?

10. Прочитайте диалог Раневской и Лопахина. Какую роль играют авторские ремарки?

11. Прочитайте монолог нового хозяина вишневого сада. Какие два настроения выражаются в нем?

12. Можно ли назвать III действие пьесы «пиром во время чумы»?

Новый хозяин вишневого сада.

Финал пьесы. Смысл названия комедии.

 Тема будущего в пьесе

 

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

                                                                   Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так, Господи, тихо,

 Что слышно, как время идет.

 А.А. Ахматова

1.      Что изменилось в жизни соседа - помещика Симеонова-Пищика? Спасет ли его положение «белая глина», найденная в его земле англичанами?

   2. Гаев говорит о Шарлотте: «Счастливая Шарлотта: поет!» Найдите в репликах Шарлотты в IV действии, как она представля­ет свое будущее.

3. Как изменилась после продажи имения судьба слуг — Фирса и Яши?

    4. О чем заботится старый слуга больше всего?

5. Центральной ролью в пьесе сам А.П. Чехов считал роль Ло­пахина. «Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалит­ся», — писал он из Ялты. Докажите, что личность Лопахина зна­чительна и необычайна.

6. Как связана с Лопахиным основная сюжетная линия пьесы?

7. Почему, достигнув такого успеха, Лопахин отнюдь не чувствует себя победителем? Почему он говорит о своей жизни как о «нескладной, несчастливой», которая «знай себе проходит»?

8. Прочитайте сцену несостоявшегося объяснения в любви между Лопахиным и Варей в последнем действии. О чем говорят герои? Почему не состоялась любовь?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 04.02.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz