Домашнее задание » 10 класс » Литература

А.Н.Островский. Пьеса "Гроза".

1-ый урок

1. Подготовьте биографию А.Н.Островского  + (презентация*)

2.Ответьте на вопросы:

 1) Почему Малый театр называют «Домом Островского»?

 2) Сколько пьес отдал он театру?

3) Что представляло собой Замоскворечье во времена Островского?

4) Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?

5) Где родился будущий писатель? Кем был его отец?

6. Конспект!  Запишите в тетрадь определение поэтики и особенности поэтики А. Н. Островского.

Поэтика — система художественных средств, которые использует определенный писатель для воплощения сво­его замысла и реализации идейно-тематического содер­жания произведений.

 Особенности поэтики А. Н. Островского:

— частое использование «говорящих» фамилий;

— строгое следование драматургическим канонам в композиции: экспозиция, завязка действия, его раз­витие, кульминация, развязка (обычно лишь в 4-м или 5-м дей­ствии);

— яркие речевые характеристики персонажей;

— употребление большого количества народных, про­сторечных выражений, поговорок;

— наличие в пьесах явного и внутреннего конфликтов;

— использование контрастов, иносказаний, образов-символов.

3. Расскажите об истории создания драмы "Гроза".

2-0й урок

1.Прочитайте драму А.Н. Островского "Гроза".

 В начале урока в течение 5-7 минут проведем Экс­пресс-тест на знание текста произведения.

2. Ответьте на вопросы и выполните  задания :

1) Какие ассоциации возникают в вашем вообра­жении при слове «гроза»?

2) Что примечательного можно обна­ружить в описании действующих лиц и обстановки действия? (смотрите "афишу")

3)Какой художественный прием и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

4)Какие черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге? Как вы понимаете значение слова "самодурство"? (запишите определение в тетрадь)

5) Что предлагают против самодурства собе­седники?

6) Какой еще незначительной, казалось, де­талью драматург фиксирует нынешнее отношение Ку­лигина к самодурству?

7) Прочитайте 3-е явление. Что важного узнаем из него об обстоятельствах и героях?

8) Проследите: какие слова Бориса непосредственно вызвали монолог Кулигина?

9) Перечитайте монолог Кулигина. Что же такое жестокие нравы?

10) В 5-м явлении впервые появляется Кате­рина. -  Почему главная героиня появляет­ся лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины, чем она вызвана и значим ли для нас характер этой реплики?

11)Катерина говорит свек­рови: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...».  Учитывая все то,  что мы скоро узнаем о жизни Катерины в родительском доме, не кажутся ли вам слова о любви к свекрови  своего рода лицемерием?

12) Теперь о Тихоне. Его дейст­виям и словам возможно два объяснения: либо он. дей­ствительно настолько ничтожен, глуп и слаб и его слова, обращённые к «маменьке», нужно воспринимать буквально, либо все­ми своими поступками и словами он пытается лишь быстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех, настолько все ему здесь надоело. Как бы вы оценили здесь Тихона?

3-ий урок

13) Прочитайте в 7-м явлении диалог Катерины с Варварой. Ответьте на вопросы: Что важного узнаем о Катерине? Чем отличается от нее Варвара?

14) Какую сцену — в 1-м или во 2-м действии — можно считать завязкой действия? Одна ли завязка в пьесе?

15) Почему в конце 1-го действия говорится о надвигающейся грозе?

 

17) Прочитайте  диалог Катерины и Варвары (2-е действие, 2-е явление). Найдите ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутрен­ней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

18) Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,— или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

19) Прочитайте эпизод прощания Катерины с Тихоном (2-е действие, явле­ние 4).  За что просит прощения Тихон в начале эпизода?

4- 5 уроки

20) Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа не уезжать или взять ее с собой?

21)  В  каком  значении  употребляет  Тихон  слово «гроза»?

22)  В чем окончательно убеждается Катерина?

23) Прочитайте внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках (2-е действие 10-е явление). Почему столь диаметрально противоположны ре­шения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких сло­вах Катерины  заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

24) Прочитайте монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах» (Действие 3, явл.3). Как усиливается мотив неволи в пьесе?

25. Подготовьте  характеристику персонажа

1 ряд (от окна)  , 1 вариант- Катерина;    

1 ряд , 2 вариант- Кабаниха;

2 ряд , 1 вариант-Тихон;    

2 ряд , 2 вариант-Варвара; 

3 ряд , 1 вариант - Дикой;

3 ряд , 2 вариант- Борис;         

         План характеристики                                           

1) Общая характеристика героя ( черты характера, поступки).

 2) Речь героя (много или мало говорит и почему;  логично выстроенная, сбивчивая, напевная, экспрессивная, грубая и т. п.;).

3) Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью.

26. Анализ кульминацион­ного эпизода — сцена признания Катерины ( 4-е действие, 6 - е явление )

1) Почему эту сцену можно считать кульминацией пьесы?

2) Какие чувства испытывает Борис, когда Варвара предупреждает его о том,  что Катерина сильно страдает, переживает и может признаться в содеянном? (Д. 4, явл. 3);

3) Что символизируют первые удары грома в конце их разговора?

4) Что способствует усилению  страха Катерины перед грозой?

5) Какова  реакция других героев на при­знание Катерины: Варвары, Тихона, Кабанихи, Бориса?

6 урок

28. Перечитайте 1-е явление пятого действия и попробуйте прокомментировать то новое и важное, что вы узнали из этой сцены о некоторых героях.

29. Перечитайте сцену прощания Катерины с Борисом (пятое действие, явление 3) и ответьте на следующие вопросы: 

1) Почему Катерина не столь настойчиво просит Бориса взять ее с собой,  как когда-то уговаривала Тихона?

2) Как, в каких почти незаметных деталях, Островским показана мелкость, ничтожность Бориса рядом с Катериной?

3) Был ли у Катерины шанс выжить?

 30. Что же, на ваш взгляд, может изменить в городе Калинове смерть Катерины?

32. Прочитать статью  Ю. Лебедева «Гроза» в рус­ской критике 60-х годов»  и отрывки из статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве», посвящённые Ка­терине. Выпишите самые интересные, на ваш взгляд, цитаты (3-4).

 

 "Гроза" в русской критике 60-х годов.

          "Гроза", подобно "Отцам и детям" Тургенева, явилась поводом для бурной полемики, развернувшейся между двумя революционно-демократическими журналами: "Современник" и "Русское слово". Критиков более всего занимал вопрос далеко не литературного порядка: речь шла о революционной ситуации в России и возможных ее перспективах. "Гроза" явилась для Добролюбова подтверждением зреющих в глубинах России революционных сил, оправданием его надежд на грядущую революцию "снизу". Критик проницательно подметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в который зашла русская жизнь: "В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу... Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!"

          С иных позиций оценивал "Грозу" Д. И. Писарев в статье "Мотивы русской драмы", опубликованной в мартовском номере "Русского слова" за 1864 г. Его статья была полемически направлена против Добролюбова. Писарев назвал Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины,- по его мнению,- состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

          Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям, он считает их следствием того же неразумия героини Островского: "Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит... Грянул гром - Катерина потеряла последний остаток своего ума..."

          Трудно согласиться с тем уровнем нравственных понятий, с "высоты" которых судит Катерину "мыслящий реалист" Писарев. Оправдывает его в какой-то мере лишь то, что вся статья - дерзкий вызов добролюбовскому пониманию сути "Грозы". За этим вызовом стоят проблемы, прямого отношения к "Грозе" не имеющие. Речь идет опять-таки о революционных возможностях народа. Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в итогах народного пробуждения. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает "стихийный" протест Катерины как глупую бессмыслицу. "Лучом света" он провозглашает Евгения Базарова, обожествляющего естествознание. Разочаровавшись в революционных возможностях крестьянства, Писарев верит в естественные науки как революционную силу, способную просветить народ.          Наиболее глубоко прочувствовал "Грозу" Аполлон Григорьев. Он увидел в ней "поэзию народной жизни, смело, широко и вольно" захваченную Островским. Он отметил "эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти и веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!"

 

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 12.09.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz