Домашнее задание » 10 класс - архив 20/21 » Литература

11 класс. А.П. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Трилогия А.П.Чехова  «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

          В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа на­бираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадле­жат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь  в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия».           Осуществить свой замысел писателю не удалось. Но в незаконченном виде серия рассказов пред­ставляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состо­ящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории: первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

          Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи до­бровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

 

Работа в группах по идейно-художественному содержанию рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

План

1.Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

2.Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и поче­му, каково общее впечатление от рассказа.

3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом геро­ев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

- Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художе­ственное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые фина­лы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) по­могают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и че­ловеку?

Вопросы и задания для 1-ой группы (1-ый ряд).

 «Человек в футляре»

1.Какова тема рассказа «Человек в футляре»?

2. Как в рассказе описаны город, гимназия, учителя?

3. Какое место среди всех персонажей занимает Беликов?

4. Какие особенности характера Беликова отмечает автор? По какому принципу  живёт герой?

5. Почему все боятся Беликова? Как к этому страху относится рассказчик?

6. Изменилось ли что-то в жизни и характере Беликова после того, как он ре­шил жениться?

7. От чего, по вашему мнению, умер Беликов? Почему он улыбался в гробу?

8. В чём смысл названия рассказа?

 

Вопросы и задания для 2-ой группы (2-ой ряд).

 «Крыжовник»

1.Какова тема рассказа «Крыжовник»? Как она перекликается с темой рас­сказа «Человек в футляре»?

2. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

3. Какой мечтой живёт Чимша-Гималайский?

4. Какими средствами он идёт к достижению своей цели?

5. Можно ли понять и оправдать героя?

6. В чём смысл лирического отступления о человеке с колокольчиком?

7. Какова роль описаний природы в рассказе?

8. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

 

Вопросы и задания для 3-ей группы (3-ий ряд).

«О любви»

1. В чём смысл названия рассказа «О любви»?

2. Охарактеризуйте главного героя. Симпатичен ли он вам? Почему?

3. Почему героиня рассказа, у которой сложилась благополучная семейная жизнь, мечтала о чём-то ином?

4. Была ли на самом деле любовь между героями или она им только покая­лась? Почему вы так думаете?

5. Какое настроение возникает после прочтения рассказа?

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 01.09.2021
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz